В вашей семье растет малыш. И вы, как заботливые родители, хотите, чтобы он был не только физически здоровым, но и интеллектуально развитым. Ваше желание вполне понятно и обоснованно, но следует помнить, что «обучение только тогда хорошо, ко¬гда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
Как правило, начиная заниматься с ребенком раннего возраста, каждый взрослый встает перед дилеммой: «С чего начать? Чему учить?» Прежде всего, важно помнить: чтобы не навредить ребенку, чтобы малыш занимался с радостью и охотой, нужно учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Известно, что именно в раннем возрасте интенсивно развиваются многие психические функции.
Основные возрастные особенности познавательно¬го развития 2-3-летних детей
Речь. Именно в возрасте 2-3 лет происходит активное становление речи. Начиная ходить, ребенок быстро расширяет представление об окружающем, малыш интересуется, как называется тот или иной предмет, тем самым пополняя вначале свой пассивный, а затем и активный словарь.
К концу 2-го года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении с взрослым малыш объединяет 2-3 слова. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж...).
К 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей продолжает быть еще недостаточно чистой и внятной.
Правильно и своевременно развитая речь — это основа успеха в дальнейшей жизни. Поэтому, чем раньше начать с ребенком занятия, способствующие развитию речи, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуют дети, отстающие в речевом развитии. Ранние занятия с такими детьми помогут быстрее и легче решить эту проблему.
Внимание. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В процессе освоения речи ребенок приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого.
Мышление. Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия и носит наглядно – действенный характер. Ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. Мышление ребенка данного возраста – это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями являются отвлеченность и обобщенность (поскольку окружающих ребенка предметов гораздо больше, чем слов, которыми он пользуется).
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.
Память. Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. При этом он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. В ран¬нем возрасте память принимает участие в развитии всех видов познания. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Восприятие. Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов.
Малыш в возрасте 2- 3 лет способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
- Учитывая описанные выше особенности детей 2-3 лет,
- можно предложить взрослым конкретные рекомендации по организации познавательных занятий с детьми данного возраста.
- Стремитесь, чтобы продолжительность продуктивного занятия с ребенком составляла от 5 до 20 минут, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
- Стройте занятия на основе опыта вашего ребенка: говорите о том, что знает ребенок, с чем он уже сталкивался в повседневной жизни.
- Постоянно возвращайтесь в повседневной жизни к материалам познавательных занятий.
- Планируйте порядок выполнения заданий так, чтобы задания, требующие усидчивости, сменялись заданиями с движением.
- Старайтесь преподносить материал ребенку эмоционально и ярко, ведь вам нужно заинтересовать малыша процессом занятия.
- Давайте ребенку возможность самому делать задание, помогайте ему только в случае необходимости.
- Хвалите малыша за любые успехи.